Риск – дело благородное

А. Гилев Риск – дело благородное

Как ни странно, но именно эта, достаточно девальвированная от бесконечного употребления мысль, первой сканировалась в моём сознании, как только овация переполненного зала Ростовской филармонии перекрыла последние аккорды «Дон Жуана» Александра Гилёва - первого в истории бэнд-мюзикла.

Филармонический концертный оркестр духовых инструментов имени В.Еждика отважился поставить музыкальный спектакль! Врядли это произошло от молодости коллектива (в январе 2006 оркестру исполнится 15 лет), скорее от неуёмного желания художественного руководителя и дирижёра оркестра Вадима Вилинова открывать удивительный мир особого благозвучия, мужественной нежности и красоты, присущи объединению духовых инструментов. Замечу, что нынешним нюансам человеческой психики он близок, как никогда.

Но я то, ошеломлённый предложением поставить концертную версию мюзикла «Дон Жуан», сначала почувствовал лишь ненависть к незнакомому композитору, не просто посягнувшего на «истинно гениальную» маленькую трагедию А.С.Пушкина, но и в качестве либреттиста, взявшего для вокальных номеров стихи Вл. Соловьёва, О. Мандельштама, Р. Бёрнса, Э. А. По, латиноамериканских поэтов с малоизвестными именами. Постепенно, в работе, сквозь эту поэтическую додекафонию, я уловил замысел маэстро. А. Гилёв поэтическим словом расширил время написания трагедии. Каждый из выбранных текстов, не сопротивляясь, помог композитору в выражении великой трагедии личности от вседозволенности, эгоистичного восприятия «себе подобных», подмены подлинных чувств познанием тела. Однако убеждён, что именно стих Пушкина, сокращённый в концертной версии до знаковых связок, питал композитора в момент сочинения финала о неминуемой каре еретиков за попирание Великого Завета Господа – «Возлюби!». Ария Дон Жуана «Когда полюбишь ты меня…», Дуэт Дон Жуана и Доны Анны «Ветка жасмина», ария Лауры «Любви довольно» - потрясающие по своей красоте гимны любви, завораживающие своей чувственностью. А как расслабляет прекрасным сентиментом лирическая канцона Анны из первой картины «Я из рук выпускаю беспричинную нежность…». Буквально каждой клеткой своего организма я ощущал энергетические вибрации от по-настоящему роковой песни Карлоса «Растёт камыш». Когда стало понятным, что каждый музыкальный номер держит моё внимание в напряжении от первого звука до последнего, эту музыку хочется слушать снова и снова, я начал ловить себя на мысли, что поражён, как вдохновенно чувствует себя лауреат международных конкурсов по композиции, А. Гилёв, в воплощении тончайших нюансов человеческого «Я» и «Мы». Как свободен он в таких несовместимых, на первый взгляд, жанрах, как средневековый мадригал и рок-баллада, джаз-марш и лирико-романтическая канцона, импрессионистская инструментальная миниатюра и развёрнутая оркестровая композиция с симфоническим развитием… Впрочем, выявились бы эти отличительные черты творчества А. Гилёва, не будь музыкальным руководителем постановки Вадим Вилинов? Оркестр под его руководством явился камертоном душевных переживаний, сокрытых эмоциональных всплесков. Он в определённом смысле стал доверенным лицом А. С. Пушкина.

Я из-за своей режиссёрской пристрастности не стану говорить о нашем «плейбое» Дон Жуане (Алексей Котляров), страстной (да-да!) Доне Анне (Гаяне Джаникян), роскошной красавице Лауре (Екатерина Ерёменко, Елена Кузнецова), обаятельном Лепорелло (Борис Гусев), мужественном Дон Карлосе (Евгений Михайлов). Оставляю это на ваш суд.

В лице Александра Гилёва судьба свела меня с достойнейшим представителем современного музыкального искусства. Уверен, что интеллигентность музыкального письма, нехоженые тропы гармонии, неординарная ритмика, яркая вычерченность музыкальных образов и, самое главное, необыкновенной красоты мелодизм, дают серьёзный повод для встречи с творчеством этого, несомненно талантливого, автора.

Поделиться