Как поссорили оркестр Ля бемоль и Соль диез
Урок № 3

Оркестровая драма «Как поссорили оркестр Ля бемоль и Соль диез»

Поэт Павел Каликин определил песню как оркестровую драму и посвятил ее «драматическим» взаимоотношениям энгармонических звуков!

Энгармони́зм (одно из понятий элементарной теории музыки) - это когда одинаковые по звучанию звуки имеют разное название. В нашем случае, Ля - бемоль и Соль - диез звучат абсолютно одинаково, например на фортепиано или баяне это одна и та же клавиша. Хотя на струнных  и других не темперированных музыкальных инструментах, например духовых, тот же Ля - бемоль и Соль - диез уже будут звучать по разному!  

Поэт Павел Каликин не зря в детстве учился в музыкальной школе на скрипке и прекрасно знаком с этим музыкальным казусом. Мало того, песня рассказывает о не простых взаимоотношениях транспонирующих и не транспонирующих инструментах духового оркестра! Вот где настоящая ДРАММА!!!

В общем, «орешек знаний тверд», колите его сами! Уверен, что знания музыкальной теории помогут Вам  не только в музыке, но и в жизни!

Начинайте учить песню и строить свою жизнь вместе с нами. А песня, как из-вестно: «и строить и жить помогает»!

1. Знакомство с песней

В начале урока я предлагаю познакомиться с песней «Как поссорили оркестр Ля бемоль и Соль диез» в авторском исполнении. Прослушивание «демо» помогает понять - нравится вам песня или не нравится.

Если песня нравится - идем дальше!

Image

2. Медленно и с выражением читаем слова песни

1 куплет

В старом парке, возле арки,
На площадке смотровой,
Танцевал народ окрестный
Под оркестр духовой.
Закружились пары в вальсе.
Вдруг сорвалась нотка фальши,
И разладился оркестр.
Тишина легла окрест.i.

Припев

Соль-диез и ля-бемоль
До чего ж упрямы!
Звук один, и в этом соль
Оркестровой драмы.
Соль-диез и ля-бемоль
До чего ж упрямы!
Звук один, и в этом соль
Оркестровой драмы.

2 куплет

Возмутились громко тубы:
«Мы ошиблись очень грубо».
Им ответил барабанщик:
«Лично я играл без фальши».
Возразили тубам флейты:
«Вы на всех воды не лейте.
Кто солировал? Гобой.
От него и разнобой!»

Припев

Соль-диез и ля-бемоль
До чего ж упрямы!
Звук один, и в этом соль
Оркестровой драмы.
Соль-диез и ля-бемоль
До чего ж упрямы!
Звук один, и в этом соль
Оркестровой драмы.

3 куплет

Недоволен сам собой,
Горько сетовал гобой:
«Не хочу винить кого-то,
Но ошибка вкралась в ноты.
Посмотрите: в партитуре
Ля-бемоль стоит в натуре.
А тональность — ми-мажор.
Что же я играть должон?»

Припев

Соль-диез и ля-бемоль
До чего ж упрямы!
Звук один, и в этом соль
Оркестровой драмы.
Одарив коллег улыбкой,
Произнёс фагот: «Ошибка.
Тут бемоль поставлен зря.
Уберём его, друзья.
Соль-диез и ля-бемоль
До чего ж упрямы!
Звук один, и в этом соль
Оркестровой драмы.
Соль-диез и ля-бемоль
До чего ж упрямы!
Звук один, и в этом соль
Оркестровой драмы.

Творческая задача:

  • познакомиться с содержанием песни;

  • пересказать своими словами сюжет песни;

  • представить себе героев песни, их характер, место действия и т.д.

Все это пригодится в дальнейшем для создания художественного образа песни!

3. Слушаем мелодию и смотрим в ноты!

Мелодия записана в более медленном темпе для того, чтобы было легче ее выучить.

Для удобства я подготовил два трека в разных темпах.

Я рекомендую, начинать с более медленного (темп 50 ударов в минуту) и переходить к более быстрому (темп 65 ударов в минуту).

Темп 50 ударов в минуту
Темп 65 ударов в минуту

4. Поем мелодию под метроном со словами

Репетируем до тех пор, пока у Вас не будет получаться легко и правильно.

Обращайте внимание на дикцию и старайтесь попасть в ноты!

5. Теперь репетируем песню под фонограмму «минус»

Фонограмма записана в нужном, более быстром темпе 100 ударов в минуту.

Поем!

Оттачиваем свое вокальное мастерство!

6. Вы в финале!

Исполняем свою партию под фонограмму «минус».

Записываем себя на видео и наслаждаемся успехом!

До новых встреч!

Получить клавир

Поделиться

Присоединяйтесь к нам

Узнавайте первыми о выходе новых уроков и песен